Неточные совпадения
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от
духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы,
научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Все народы, все страны проходят известную стадию развития и роста, они вооружаются орудиями техники
научной и социальной, в которой самой по себе нет ничего индивидуального и национального, ибо в конце концов индивидуален и национален лишь
дух жизни.
— А так, сам собою, — объяснил с полуулыбочкой Мартын Степаныч, — захотел да и сделался за свою кроткую и богомольную жизнь философом, и, как определяют некоторые из его современников, проповедь его состояла не в
научных словесех человеческих, а в явлениях
духа и силы, ниспосылаемых ему свыше.
Поэтому только в Церкви и для Церкви ведома Библия как Слово Божие, вне же ее она есть книга, обладающая высоким учительным авторитетом и большой литературной ценностью, но легко превращающаяся в мертвую букву без животворящего
духа или же представляющая просто предмет
научной любознательности [Церковное установление канона священных книг есть только авторитетное признание и повелительное санкционирование их теургической мощи.
И, строго говоря, вне отношения к этому факту ее выводы теряют приложимость и общезначимость: схемы Канта годны, чтобы характеризовать не человека вообще со всей неисчерпаемой полнотой его
духа, но только «
научного Человека», т. е. всего одну сторону этого
духа и его деятельности.
Тогда он представится в надлежащем свете, именно как особое проявление религиозной жизни, хотя сухое и рассудочное, как напряженная мысль о религии, связанная с ее изучением, а ведь и мысль, и
научное постижение есть тоже жизнь, совершается не вне человеческого
духа.
Дух в своей борьбе создает
научное знание о природе, создает технику и экстериоризируется, объективируется, попадая в рабскую зависимость от собственной экстериоризации и объективации.
Духом позитивизма, то есть
научного мышления, не пахло тут.
"Ребенок"как раз написан был в ту полосу моей интимной жизни, когда я временно отдавался некоторому «духовному» настроению. Влюбленность и жизнь в семействе той очень молодой девушки, которая вызвала во мне более головное, чем страстное чувство, настраивали меня в
духе резко противоположном тому
научному взгляду на человека, его природу и все мироздание, который вырабатывался у меня в Дерпте за пять лет изучения естественных наук и медицины.
Идеал совершенной объективации
духа в культуре, в познании
научном и философском, в искусстве, в нравственном и социальном порядке есть идеал классический.
Наука есть специфическая реакция человеческого
духа на мир, и из анализа природы науки и
научного отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научности другим отношениям человека к миру есть рабская зависимость
духа.
Принижение Истины до тех
научных понятий, которые явились результатом приспособления к необходимости, есть падение
духа, отречение его от творческой активности.
Но признание общеобязательной философии как творческого искусства предполагает более высокую ступень общения между людьми и большее напряжение
духа, чем признание общеобязательной философии
научной.
Научная общеобязательность современного сознания есть общеобязательность суженного, обедненного
духа; это — разрыв духовного общения и сведение его к крайнему минимуму, столь же внешнему, как общение в праве.